ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ НА ИКОНАХ

Иконография может чрезвычайно кратко выражать нашу веру. То, что святые держат в руках на иконах, помогает понять, кто они и рассказать об их жизни. Предметы на иконе – это предметы спасения святых, инструменты, с помощью которых Бог прославил этих людей.

КРЕСТ

Обозначает святого как мученика. Слово «мученик» — греческого происхождения и значит «свидетель». Эти свидетели держат самый авторитетный символ христианства – Крест.

Крест символизирует самую совершенную жертву за жизнь других – распятие Самого Христа. Любой святой, который был замучен за исповедание веры, изображается с крестом, независимо от того, как он умер.

Не способ пытки святого делает его святым. Много людей ужасно страдают каждый день и трагически погибают, и все же мы их не почитаем святыми или мучениками. Здесь  важно именно исповедание веры. Поэтому те, кто исповедовали свою веру во Христа и умерли за это, держат крест как символ мученичества.

Изображение святых, держащих орудие своих пыток, больше характерно для эпохи Ренессанса, но это отображает озабоченность земной жизнью, а не вечную реальность. Икона – как окно на небо, святые не обременяются изображением тех вещей, что их убили, хотя иногда можно видеть и сцены убийства.

СВИТОК

Обозначает святую Премудрость, поэтому чаще всего его можно увидеть в руках ветхозаветных пророков, а иногда и у апостолов. И тем и тем мудрость была дана Богом – пророкам через видения, Апостолам  — через знакомство и общение с Иисусом Христом.

Святые, жившие позже, также могут изображаться со свитком, если они пророчествовали или доносили божественное учение другим. Например, Ефрем Сирин, автор гимнов, диакон, живший в 4м веке, известен своими поэтическими богословскими трудами. На развернутом свитке можно прочитать цитаты из сочинений святого. Сначала может показаться, что святые прославлены благодаря своим собственным трудам. Однако, именно из-за того, что их пророчества и мудрость были от Бога, а не их собственные размышления, они и были прославлены.

Это становится ясно, если посмотреть на икону пророка Исаии, держащего свиток, на котором написано «Слушайте, небеса, и внимай, земля» (Исаия 1:2). Это слова Исаи, но также и слова Самого Господа, говорившего через Своего пророка. 

ЕВАНГЕЛИЕ

Епископы, прославленные в лике святых, на иконах держат главный инструмент своего спасения – Евангелие, с которого они возвещают благую весть верующим во время Литургии.

Многие святые отцы были также епископами. Их труды, которые мы читаем сегодня, когда-то вовсе не считались трудами, но были проповедями, которые они возглашали после чтения Евангелия. Позже для назидания других верующие записывали эти проповеди.

Их вдохновенное учение зиждилось на Евангельских истинах, поэтому они держат эти книги на иконах как инструменты, через которые Бог даровал им святость.

Кроме того, с Евангелием на иконах изображаются также и Евангелисты. Книга часто открыта, в ней можно прочитать слова, написанные ими.

ПОСОХ

Одной из ролей епископа является также и роль пастыря, пастыря Христового стада. Это символизирует посох в форме греческой буквы «Тау», которая символизирует жизнь, воскресение или Крест. Иногда на посохе сверху — маленький крестик.

 Бывает, в завершении посоха можно видеть змеиные головы. Они символизируют поднятую в пустыне Моисеем змею.

Посох в форме буквы «тау» – символ власти игуменов и игумень монастырей.

Иногда святой, который не был ни епископом, ни игуменом, также изображается с посохом. Почему так? Это указывает на признание их как авторитетов в духовной жизни.

Прекрасный пример тому – Святая Ксения Петербуржская. Бездомная при жизни, она учила презирать плоть, потому что она – преходящая.

ОРУЖИЕ

Такое как копье, щиты и мечи. В первые века христианства самое большое почитание среди христиан имели два вида мучеников – девственники и воины.

Мученики-воины состояли на службе у языческой Римской империи и были замучены за свое обращение в христианство.

Их обращение значило, что они отказываются от военной службы, поэтому немного странно видеть их на иконах облеченными в воинские доспехи.

Однако, если задуматься, то становится понятным то, что именно из-за исповедание своей веры они и становятся воинами Христовыми. Теперь они ходатаи наши перед Богом, которые борются вместо нас против всего злого, что для нас является утешительным фактом.

ЗДАНИЕ ЦЕРКВИ

Когда святые апостолы Петр и Павел изображаются вместе на иконе, они держат церковь на руках. Таким образом отображается церковная гимнография, где два апостола прославляются как «столбы Церкви». Однако, они были не только столбами церкви, но и строителями, основывая христианские общины.

Достаточно часто можно видеть святых царей и цариц с церковью в руках, поскольку их почитают как благотворителей и защитников Церкви в своих землях. Именно через возведение церквей монархи были прославлены Богом, и эти строения – инструмент их спасения.

ИИСУС ХРИСТОС

В этом есть доля неблагоговейности, чтобы говорить о Христе как об инструменте спасения, но Мария держит Младенца Иисуса на руках так, как держат святые иерархи Евангелие.

Когда Архангел Гавриил возвестил Марии весть о том, что Бог избрал Ее быть Матерью Спасителя мира, у нее был выбор – принять это или уклониться.

Смиренно произнося «да будет мне по слову Твоему», она навсегда стала Благодатной Марией. Поэтому на большинстве иконах Она держит на руках Младенца Христа, через которого она была прославлена как Богородица, Матерь Господа.  

***

Огромное количество предметов на иконах показывают нам разнообразие путей, которыми Бог призывает нас. Все в конце концов ведет ко Христу.

Мученик, святой иерарх, пророк, святой воин – все поставлены Богом на свои роли для пользы всех. Они не решают сами,  быть им мучеником, евангелистом, либо воином-мучеником – они только принимают назначенную им роль Богом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Источник.

ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ НА ИКОНАХ: 5 комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *